Вариатор или автомат что лучше

Вариатор или автомат что лучше

Вариатор или автомат что лучше
СОДЕРЖАНИЕ
0
0
02 мая 2020

Как работает АКПП

На сегодня доподлинно известно о первом применении автоматической трансмиссии. Это случилось в далёком 1903 году, и отнюдь не на автомобиле – немецкий инженер-изобретатель Феттингер предложил оригинальную конструкцию гидродинамической трансмиссии между судовым двигателем и гребным винтом. Главным элементом его конструкции была гидромуфта, которая и поныне является составной частью любой АКПП.

На автомобиле подобную разработку впервые применили только в 1940 году, и это был Oldsmobile. Базовая конструкция той коробки осталась неизменной, происходило только совершенствование отдельных её элементов, то есть эволюционное развитие.

Современная коробка-автомат включает два базовых элемента: редуктор и гидротрансформатор. В задачу последнего узла входят функции, которые выполняет сцепление – он ответственен за плавное переключение передач, желательно без рывков. Редуктор же является узлом, в котором все пары шестерен удерживаются в зацеплении в постоянном режиме. Работая совместно, эти две компоненты и обеспечивают автоматический переход на необходимые ступени в зависимости от скорости движения транспортного средства.

Раньше практически все автомобили имели задний привод, и для АКПП было достаточно трёх передач. С переходом на переднюю ведущую ось количество рабочих диапазонов начало увеличиваться, и в настоящее время можно встретить восьми- и даже девятидиапазонные автоматы.

Перед тем, как узнать, что лучше на машине, вариатор или коробка-автомат, давайте более детально рассмотрим принцип работы АКПП, её основные поломки и способы продления ресурса.

Понятно, что конструкция автоматической трансмиссии совершенствуется в режиме нон-стоп, и усилия инженеров сосредоточены не только на улучшении технических характеристик узла, но и на увеличении его надёжности, хотя зачастую это прямо противоположные задачи.

Итак, крутящий момент от силового агрегата передаётся на вал гидротрансформатора. В этом узле отсутствует жёсткое сцепление между ведомым/ведущими валами. Принцип работы гидротрансформатора заключается в переброске энергии на вал трансмиссии посредством циркуляции трансмиссионной жидкости между лопастями турбины и насоса. Система управления определяет текущую скорость движения автомобиля, а также показатель нагрузки на мотор, и при необходимости соответствующим образом воздействует на гидравлику, уменьшая или увеличивая воздействие жидкости на муфту и планетарные механизмы, которые и производят смену передаточного числа, сжимаясь или разжимаясь.

Такая конструкция довольно сложная, гораздо сложнее, чем у МКПП, но вариатор в техническом плане дает большую фору автомату. Так что с точки зрения надёжности автоматическая коробка передач лучше вариатора. Но её ресурс зависит от правильного ухода, который заключается в своевременной замене масла. Если пустить этот процесс на самотёк, трансмиссионная жидкость будет насыщаться мельчайшими твёрдыми частицами в результате трения, которые, оседая, забивают фильтр, радиатор АКПП, гидроблок. В результате давление в системе падает, фрикционы начинают прокручиваться, что приводит к невозможности переключения передач.

При несоблюдении режима замены масла страдают и другие узлы автоматической трансмиссии – ускоренно изнашиваются фрикционной накладки гидротрансформатора, а также планетарные шестерни. Словом, появляются достаточно серьёзные проблемы.

Если же менять ТМ вовремя, в соответствии с регламентом, автомат может выходить и 300, и даже 400 тысяч км. без капремонта.

Время от времени желательно снимать радиатор автоматической коробки для его профилактики (продувки/промывки).

Что лучше: «автомат» или «вариатор»

Из-за разных конструктивных особенностей поведение автомобиля с автоматом и вариатором отличаются. У авто с CVT нет «провала» по тяге во время разгона. Скорость и мощность нарастает или падает постепенно.

Автомат же на переключение ступеней тратит некоторое время, поэтому есть периоды, когда крутящий момент не передаётся на колёса, поэтому при разгоне авто с автоматической трансмиссией «дёргается». Инженеры постоянно стараются уменьшить время переключения между ступенями. В современных автоматах заметить пропадание тяги практически невозможно. Дёргание проявляется только при агрессивной, скоростной езде.

Немного про экономию и надёжность

Что из них выгоднее и надёжнее? Сравним некоторые основные показатели:

  1. Расход топлива: авто с «автоматом» прожорливей на 10–15%.
  2. Конструкция CVT легче и занимает меньше места в кузове автомобиля. Из-за этого салон такого автомобиля может быть более вместительный и комфортный.
  3. Трансмиссионная жидкость: вариатор требует более частой замены масла, да и стоимость жидкости для CVT выше.
  4. Ремонт: автоматическая коробка в эксплуатации и ремонте дешевле. Конструктивно вариатор намного сложнее, поэтому его ремонт может существенно ударить по карману автовладельца.
  5. Надёжность: вариатор не выдерживает большую нагрузку, он более «нежный». Его ременная передача быстро выйдет из строя при буксировке, движении по бездорожью, спортивной езде. «Автомат» более надёжен при эксплуатации в тяжёлых условиях.

Что лучше – автомат или вариатор

Учитывая всю рассмотренную информация, нельзя дать однозначного совета о том, какая трансмиссия лучше. Эти два устройства значительно отличаются между собой, и каждый механизм имеет индивидуальные особенности. Поэтому, выбирать необходимо на основе условий функционирования автомобиля. Также следует помнить, что сегодня на российском автомобильном рынке имеются вариаторы, которые еще не доработаны до конца. Производители транспортных средств постоянно трудятся над их совершенствованием, и имеются все предпосылки, что когда-то они займут высокое место на рынке.

Вот некоторые критерии, по которым можно выбирать автомобиль:

Манера движения: вариатор для быстрой езды, автоматическая коробка – для более умеренного движения.
Технические параметры

Если нужен автомобиль с плавным переключением передач, то берите вариатор, если это для вас не важно, а требуется, чтобы не было педали сцепления, то подходят оба исполнения трансмиссии.
Срок эксплуатации коробки передач. Конечно, исполнение вариаторное будет работать значительно длительнее при правильном его обслуживании, в отличие от АКПП.
Проведение ремонта

READ  Лучшие автомобили с шумоизоляцией в 2020 году

Коробка-вариатор еще не слишком распространена, как автоматическая, поэтому производить ремонт ее может не любая автомобильная мастерская, в отличие от АКПП, которую могут вам сделать в любой мастерской.
Режим эксплуатации. Современные трансмиссии по переключению передач имеют разные режимы включения скоростей. Можно выделить три режима: экономичный, комфортный и спортивный. На первом из них система автоматически выбирает наилучший режим функционирования мотора, стараясь при первой возможности перейти на высокую скорость. Спортивный вид режима, по сравнению с экономным, переключает мотор на более низкую скорость, гарантируя этим наличие резерва мощности у мотора. Комфортный режим гарантирует наиболее плавное переключение работы.
Метод переключения передач. В новых современных моделях автоматической трансмиссии имеется опция ручного переключения передач. Это является удобной функцией для водителей, желающих держать автомобиль под постоянным контролем и самому переключать передачи. Это тип обычно применяется на тех марках машин, на которых механическая коробка с самого начала не предусматривается.

Однозначно определить, какая трансмиссия является оптимальной, невозможно, каждый человек для себя сам выбирает, что ему подходит. Если вы самостоятельно не можете разобраться, какой вид этого механизма вам выбрать по надежности и другим факторам, то лучше обратиться к профессионалам. На разных станциях техобслуживания имеются мастера, которые помогут вам в этом вопросе. Они хорошо разбираются во всех недостатках и преимуществах разных типов трансмиссий.

Особенности автоматической трансмиссии

Существуют несколько интересных особенностей, которые помогут владельцам автомобилей определиться с выбором вида трансмиссии на машине.

Объем специального масла в коробке автомат больше, хоть и не намного, в зависимости от марки автомобиля. Это обычно не влияет на стоимость машины, так как стоимость оригинальной смазки для вариатора обычно еще выше.
Замена фильтров и масла для вариаторной коробки нужно производить чаще

Во время эксплуатации необходимо контролировать, чтобы масло не потемнело и не потеряло своих свойств, так как его качество важно для этого механизма.
Чаще всего изготовители автомобилей советуют заменять масло в вариаторной коробке каждые 60 тыс. км пробега, но, по отзывам владельцев автомобилей с вариаторной коробкой это лучше осуществлять раньше (на 50 тыс.)

При этом нужно производить замену, как самого масла, так и фильтров, которые стоят дешево.
На автомобиле с коробкой-вариатором нельзя резко трогаться с места. Принцип его действия заключается к наилучшей скорости и момента вращения, чтобы устройство функционировало в щадящем режиме. Если вы хотите ездить быстро, то этот вид трансмиссии для вас не подходит. На вариаторе не следует буксовать и возить прицепы или другие автомобили.
Для коробки вариатора не рекомендуется двигаться на слишком низкой или очень высокой скорости. При таких режимах ремень испытывает большие механические нагрузки, что способствует быстрому износу. Также, увеличивается температура масла. Нужно позаботиться о вспомогательном охлаждении. Если вы живете в городе и часто попадаете в пробки, то следует подумать о том, стоит ли приобретать машину с вариаторной коробкой.
Во время движения на автомобиле с вариатором в сильный мороз нужно обязательно прогревать мотор, чтобы снизить вязкость трансмиссионного масла, иначе ремень вариатора начнет скользить, и появится дополнительный износ поверхности ремня и шкивов.
Нецелесообразно приобретать автомобиль, бывший в употреблении, с вариаторной коробкой. Имеется большой риск, что проблемы будут именно с этим механизмом. Проконтролировать состояние ремня коробки довольно легко. Необходимо всего лишь проехать на автомобиле по ровной дороге с малой скоростью около 1 км. Если при движении вы будете чувствовать толчки, то от приобретения этого транспортного средства лучше отказаться.
Необходимо контролировать работоспособность датчика скорости. Если он вышел из строя, то электронная система переключает вариатор для аварийной работы. Если такая ситуация произошла во время движения, то производится торможение мотором, что оказывает отрицательное влияние для машины.
Заблаговременная замена масла в коробке с вариатором является важным фактором. Если масло не будет обладать необходимыми эксплуатационными свойствами, то медленно будет забиваться гидроблок коробки, а значит, и масляный насос не будет создавать необходимый уровень рабочего давления. Поэтому валы не будут способны разжать или сжать ремень, вследствие этого он будет буксовать и быстро изнашиваться. В худшем случае ремень порвется, чем повредит все внутренние элементы устройства.
Замену ремня коробки следует выполнять каждые 150 тысяч км пробега, независимо от состояния механизма.

Несмотря на существующие недостатки вариатора, сегодня они стали наиболее совершенным механизмом в трансмиссии. Их достоинства оценивают многие водители в разных странах. Если рассматривать недостатки, то заводы изготовители постоянно усовершенствуют устройство вариаторов, можно точно сказать, что со временем вариаторы вытеснят коробку автомат и механическую коробку с рынка автомобилей.

Какая трансмиссия выгоднее?

Возможно, потому, что коробки CVT еще не достигли своего совершенства и более капризны, чем проверенные временем и дорогами «автоматы», особенно таких производителей, как ZF (Германия), АКПП сегодня имеют лучшую репутацию.

Однако многие компании буквально навязывают публике вариаторы, оснащая ими свои популярные модели. В ряде случаев и хотелось бы обойтись без вариатора, да не получится: в списке оборудования — только он.

Хотя, есть уже вполне приличные CVT, которые будут совершенствоваться и дальше.

Фото с Интернет-сайтов

Вариатор. Кому рекомендован, а кому нет.

Если вы любите погонять, резко стартовать, предпочитаете спортивный стиль езды, то вариатор явно не для вас. В этом случае я рекомендую или классическую механику или автоматы с двойным сцеплением (DSG). Ну, если для вас автомобиль — это аппарат только с двигателем больше 200 лошадей.

READ  Проверка комплектации автомобиля

Если же вы ездите в городе и по трассе без нарушения ПДД, заботитесь о плавности хода автомобиля и экономии топлива, при этом любите комфорт в управлении – то вариатор хороший выбор.

Но какое бы ни было оснащение автомобиля, красота и безопасность вождения зависит в первую очередь от профессионализма водителя!

Безопасности вам на дорогах.

Директор клуба

безопасного управления автомобилем

«Экстрим Драйв» www.ExtrimDrive.ru

Романчиков Сергей

Отличия автомата от вариатора

Машины с такими типами КПП имеют две педали: газ и тормоз. Педаль сцепления отсутствует, так как коробка считается «умной».

АКПП

Автоматическая коробка переключения трансмиссионных скоростей состоит из гидротрансформатора и редуктора. Гидротрансформатор выполняют задачу именно по переключению скоростей, то есть, он является, своего рода, сцеплением в этой конструкции. А задача редуктора в постоянном взаимодействии шестеренок между собой и с двигателем.

Сначала коробки автомат были 4-х ступенчатыми, но сейчас уже можно встретить 8-ми ступенчатые АКПП.

Вариатор

Что касается вариатора, то вариаторная коробка переключения передач состоит из узла механического управления и автоматического.

В коробке такого вида отсутствуют ступени, а это значит, что автомобиль всегда готов к движению. В машинах, где стоит вариаторная коробка, устанавливается, как правило, очень мощная гидросистема. Мощная гидросистема позволяет уменьшать расходы на привод насоса.

Отличия

По внешнему виду из салона отличить, какая коробка установлена не удастся, потому что в рычагах изменений нет. У коробок обоих типов рычаг переключения скоростей может быть расположен как обычно, между сидениями ближе к панели или же у руля.

Если с виду не определить, какого типа коробка установлена, то при движении уже можно заметить отличия.

Вариаторная коробка переключается очень плавно, почти бесшумно. По тяге двигателя можно понять на какой скорости находится сейчас коробка или по шуму двигателя.Коробка автомат переключается с небольшими рывками. Но и АКПП последнего поколения начали переключаться плавно. Это например, коробка с двумя сцеплениями, АКПП DSG, выпускаемая автоконцерном Фольксваген.

Кроме звука и плавностью переключения отличить вариатор от автомата можно по строению. В конструкции вариатора есть основной механизм, который способствует плавному изменению скоростей между ведущим и ведомым дисками. Диски соединяются между собой ремнем или цепью. Вариаторы бывают разных видов приводов.

Авто с вариатором быстрее разгоняется и при этом ускоряется плавно. Наглядную работу вариатора смотри в конце статьи в разделе видео.

Как работает автомат

АКПП работает за счет редуктора, который приводит в движение шестеренки коробки. В момент когда шестеренка перескакивает и вступает в зацепление с другой шестеренкой, ощущается легкий рывок.

Опытные водители отличают вариатор там или автомат по строению. Но для этого надо поставить автомобиль на эстакаду или заехать на яму.

Как работает автомат, смотрите на видео в конце статьи.

Отличительные признаки вариатора от коробки автомат

  • Обозначение в документах и маркировка на корпусе ДВС. Если в авто установлена коробка автомат, то обозначается буквой А или АТ. А, если коробка вариатор, то — CVT.
  • Во время переключения скоростей присутствуют рывки. Если они есть, то значит — это коробка автомат. Если нет, то вариатор.
  • Время разгона. Если стоит вариатор и нажать резко на педаль газа, то автомобиль будет плавно разгоняться. Автомат будет ускоряться с неравномерным ускорением.
  • Подъем. Во время подъема, если ехать на машине с коробкой автомат, то при отпускании педали акселератора, машина не покатится назад. А автомобиль с вариатором, если убрать газ, то покатится назад.

Сравнительная характеристика трансмиссий

Поскольку многие модели комплектуются обеими разновидностями трансмиссий, давайте для начала определимся, как отличить вариатор от автомата чисто визуально.

Заглянув внутрь моторного отсека, вы этого сделать не сможете. Ну разве что по табличкам: если присутствует надпись CVT — это однозначно вариаторная коробка. Если символы АТ или просто А – то автомат.

Второй способ боле простой и быстрый. Взгляните на селектор трансмиссии. Если коробка автоматическая, там будут присутствовать последовательность букв P-R-N-D-2-L (хотя это не всегда так). У оппонента после D следует сразу L, или же D является последней буквой.

Если по рычагу отличить вариатор от автомата не удаётся, остаётся единственный доступный способ: сесть за руль и проехаться. При наличии АКПП автомобиль будет ускоряться с рывками, которые могут ощущаться с разной степенью восприимчивости, при этом после каждой смены передаточного числа обороты на короткое время падают. Это заметно даже по стрелке тахометра, если наблюдать за ней внимательною. Вариатор набирает и снижает скорость без ощутимых рывков и падений оборотов.

Ещё один интересный способ: поставьте машину на покатой горке и отпустите педаль тормоза. Если авто оснащено АКПП, оно сразу покатится вниз, даже если вы не трогали педаль акселератора. Если трансмиссия вариаторная, машина сначала немного сдаст назад, и только после нажатия на газ начнёт движение.

Рассмотрим плюсы и минусы коробки-автомата и вариатора. Начнём с АКПП.

Её основные достоинства:

  • облегчает управление автомобилем (нет необходимости думать, какую передачу включить);
  • такая коробка достаточно надёжна, при своевременном обслуживании способна прослужить 250-300 тысяч км.;
  • АКПП поддаётся ремонту, для этого нужен только достаточный опыт;
  • требования к качеству трансмиссионного масла ниже, чем у конкурента, да и стоит оно меньше;
  • электроника у автоматической коробки есть, но её составляющая невелика – порядка 20-30%, так что с этой стороны особых неприятностей ждать не приходится.
READ  Как снять арест с автомобиля, наложенный судебным приставом?

Недостатки автоматической трансмиссии:

  • присутствуют рывки при наборе скорости/торможении. С появлением многодиапазонных вариантов это явление становится менее выраженным, но всему есть предел;
  • динамика хуже, чем у авто с вариатором и тем более с механикой;
  • ниже КПД, что в конечном итоге сказывается на увеличении расхода горючего;
  • больше расходы на трансмиссионное масло, которого требуется в районе 8-0 литров (у МКПП этот показатель 2-3 литра, у вариатора – 5-8 литров).

Краткий вывод: автомат надёжнее вариатора, что для многих водителей является определяющим фактором, нивелирующим перечисленные недостатки.

А теперь про достоинства вариатора, которые являются одновременно минусами автомата:

  • лучшая разгонная динамика;
  • лучшая экономичность, что особенно заметно в городском режиме езды;
  • отсутствие передач означает плавность ускорений и сброса скорости;
  • КПД вариатора больше на 5-10% (примерно такого же уровня разница в потреблении топлива, разгонной динамике).

Есть и минусы:

  • проблемы с ремонтом: большинство СТО не смогут вам помочь, приходится обращаться к официальным дилерам, у которых заоблачные ценники;
  • требуется замена ремня каждые 100 000-150 000 км. Это накладно, да и выполняется операция далеко не на всех СТО;
  • электронная компонента не обладает высокой надёжностью, а приобрести вышедшую из строя электронную компоненту можно только у официалов и втридорога;
  • масло дороже и приобрести нужное сложнее, а не рекомендованное – опасно.

Как видим, разница между вариатором и автоматом довольно существенная, но если исключить надёжность и более высокие эксплуатационные расходы, то выгоды вариатора становятся довольно очевидными.

Робот или роботизированная КПП

Также всё чаще люди интересуются, что лучше выбрать: робот или автомат. Роботизированная коробка передач является новым витком в истории развития автомобильных трансмиссий.

Особенность робота или РКПП заключается в том, что в его основе лежит конструкция МКПП, дополненная специальным узлом переключения. Он отвечает за управление сцеплением и выбирает передачи в автоматическом режиме.

Если говорить о том, что же лучше, когда предлагается автомат и роботизированная современная коробка передач, многие эксперты скажут брать РКПП. Это можно объяснить практически безграничными возможностями по их настройке и доработке. Не зря практически все ведущие автокомпании считают своим долгом укомплектовать собственные новые авто роботом. Именно для них активно придумываются индивидуальные, яркие названия. Хотя по факту всё это роботизированные коробки, которые просто имеют несколько иные настройки и параметры, отличающие их от роботов конкурентов.

Устройство РКПП

Что касается преимуществ, то тут специалисты и эксперты акцентируют внимание на следующих моментах:

  • Отличные показатели расхода топлива. Современные роботы демонстрируют экономию, превышающую классическую механику примерно на 5-10%. Причём это не маркетинговый ход и не рекламные заявления: результаты, показанные в рамках специальных тестов, доказаны и обычными автовладельцами машин с РКПП.
  • Превосходная динамика. В этом компоненте робот превосходит всех своих конкурентов. Роботизированные трансмиссии моментально адаптируются к новым условиям эксплуатации, двигатель сразу откликается на работу педалью газа.
  • Бережное отношение к двигателю. Эксплуатируя РКПП, случайно или даже намеренно навредить двигателю будет проблематично. Система очень умная и продуманная, из-за чего мотор удаётся поддерживать в оптимальном состоянии.
  • Стоимость конструкции. В настоящее время создать и произвести РКПП становится всё дешевле. Во многом этот технологический процесс требует в 2 раза меньше среди, нежели на создание автомата. При этом само производство проще и быстрее.
  • Экологичность. Именно за счёт роботизированных коробок многим автокомпаниям удаётся соблюдать всё более жёсткие экологические нормы.

Всё это хорошо и интересно. Но ровно до того момента, когда речь заходит о надёжности и стоимости обслуживания. В этом плане роботы могут дать большую фору своим конкурентам. Это действительно дорогие коробки, ремонт которых может стоить порой целое состояние. Да и надёжность пока на низком уровне.

РКПП имеет тонкую настройку, над которой работают целые команды программистов. Да, это позволяет менять буквально всё в функционировании трансмиссии. Но если сбить настройки или произойдёт какой-то программный сбой, решить проблему своими силами вряд ли получится. А экспертов по ремонту роботизированных коробок у нас не так много.

Как узнать что стоит у вас?

Определить или же автомат несложно. Если визуально они мало чем отличаются, то можно поступить таким образом:

  1. Посмотрите руководство по эксплуатации авто. Обозначения А — это автоматическая коробка, а коробка с вариатором обозначается, как CVT.
  2. Покупая автомобиль, нужно выяснить о ней как можно больше сведений из различных источников. Вполне вероятно, что на покупаемой машине вариатор просто не ставится.
  3. Хорошо бы сделать автомобилю тест-драйв. Завести и немного проехать. В случае если стоит коробка с вариатором, то не должно быть никаких ощутимых толчков, посторонних шумов, указатель тахометра должен оставаться неподвижным. В случае если же установлен «автомат», то можно чувствовать толчки, а при переключении рычага будет, меняется и число оборотов.
  4. В , как правило, уровень масла определяется щупом. В большей части моделей вариаторов подобный щуп не предусмотрен.
Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Как работает каско Без рубрики
0 комментариев

Сколько действует справка Без рубрики
0 комментариев