Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Водительское удостоверение – внешний вид и содержание

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Получить водительское удостоверение (ВУ) в 2018г можно в ГИБДД, после прохождения обучения и сдачи ряда экзаменов.

Российские ВУ разработаны согласно всем современным мировым стандартам. От подделки их оберегают несколько степеней защиты. Все надписи и знаки не стираются, то есть документ сохранит неизменный вид до самого окончания срока эксплуатации.

Расшифровка сведений лицевой стороны включает:

  1. Наименование документа. Левее латинскими буквами указано название страны.
  2. Левую часть занимает цветная фотография владельца 3*4 см (поле 6). На водителе при этом не должно быть затемнённых очков или головного убора. Исключения составляют лица, по религиозным соображениям не снимающие головной убор, и плохо видящие граждане (им разрешено фотографироваться в очках, но чтобы сквозь стёкла различался цвет глаз).
  3. Сразу под фото – образец личной подписи водителя (как в паспорте) – поле №7.
  4. Всю левую часть занимают данные о владельце: фамилия, имя и отчество – в отдельных строчках и с повтором на латинице, дата рождения, место (поля под номерами 1, 2, 3).
  5. Ниже, с левой же стороны, указаны дата выдачи, срок действия прав (поле 4а, 4б). А также наименование организации, которая выдала документ (поле 4с), затем серия и номер (поле 5).
  6. Регион проживания (поле 8).
  7. Категории, на которые имеется доступ (9).
  1. По левому краю размещён штрих-код, в котором зашифрована информация о владельце.
  2. Остальное поле представляет собой таблицу с перечислением всех имеющихся на территории России категорий ТС. Эта таблица состоит из 4 столбцов, в первом из которых перечислены категории ТС в виде буквенного обозначения и миниатюрным изображением вида транспорта. Столбец, отмеченный как поле №10 – это дата получения разрешения на вождение. Столбец 11 – окончание действия разрешения. Столбец №12 – запрет на управление водителем определённой категорией (или отдельными видами ТС).
  3. Строка под таблицей, обозначенная как 14 графа, включает информацию о стаже вождения, о том, что права были утеряны и выдан дубликат, об общих ограничениях и пр.
  4. Серия и № удостоверения.

Основных категорий существует десять, подкатегорий шесть (они обозначены цифрой 1):

Наименование ТС Категории (или подкатегории)
Мопед М
Мотоцикл А, А1
Легковые авто В, В1, ВЕ
Грузовики С, С1, СЕ и С1Е
Автобусы D, D1, DЕ, D1Е
Трамвай Тm
Троллейбус Тb

Отдельно выделены водительские категории на управление трамваями и троллейбусами после 2013 г., введены обучающие программы для их водителей. Всего обратная сторона удостоверения содержит 16 строк с обозначением категорий ТС.

Категория М также появилась недавно, она даётся на управление мопедами. Если у гражданина имелось удостоверение водителя на любые виды ТС, то допуск к классу М открывается автоматически. Для тех, у кого никаких прав нет, для управления мопедом придётся пройти обучение и сдать экзамен.

Особенности международного водительского удостоверения

Главным международным договором, регулирующим все тонкости автомобильного передвижения между государствами, считается женевская конвенция, заключенная еще в 1949 году, а также венская, подписанная в 1968 году в Вене. Все государства-подписанты взяли на себя обязательства в полной мере соблюдать условия, указанные в данном документе, а соответственно признавать на своей территории водительские удостоверения иных стран.

Так, согласно Венской конвенции признаются все официально выданные документы для управления ТС. Так, в России, начиная с 2011 года, водителям стали выдавать права, которые полностью соответствуют всем международным требованиям. По состоянию на 2022 год странами-участниками этого соглашения являются 75, хотя признали его силу на территории своей только 36 из них. Но существуют и другая особенность международных прав. Так, для въезда на территорию другой страны, кроме них требуется при себе иметь еще и национальные ВУ своего государства.

Получение прав и открытие новых категорий

Если не считать подкатегории, которые присваиваются автоматически, для получения прав, как и для открытия новых разрешений, потребуется пройти определённую процедуру.

Она начинается с посещения специализированной и обязательно сертифицированной автошколы. Здесь в составе группы, а иногда и в индивидуальном порядке, проходится полный курс обучения. Помимо теории, кандидаты занимаются практическими упражнениями, в сопровождении инструктора на специально оснащённых машинах выезжают в город.

Но успешная сдача теории и практики в автошколе ещё не даёт возможность получить удостоверение. После автошколы требуется взять документ об её окончании, а также медицинскую правку, и отправиться в отделение ГИБДД. Вопросами выдачи прав и проверкой знаний и навыков занимается МРЭО при автоинспекции.

Здесь требуется пройти ещё 3 испытания:

  • Знание теории. Знать требуется не только правила движения, но также устройство автомобиля, на управление которым вы претендуете, прочие области, необходимые для вождения.
  • Практика на площадке. Если теория сдана успешно, кандидат отправляется на следующий этап. Ему требуется выполнить стандартные манёвры на специально оборудованной площадке. В основном это развороты, маневрирование задним ходом, парковка и пр.
  • Экзамен в реальных условиях. Когда 2 предыдущих этапа пройдены, остаётся последний. Кандидат выезжает в город в сопровождении инспектора. Он следит за тем, как водитель себя ведёт в тех или иных ситуациях, контролирует обстановку, правильно читает знаки и разметку. Если ошибки не допущены, тогда инспектор ставит отметку об успешном завершении испытаний.

С этим документом кандидату остаётся передать бумаги в соответствующее окошко МРЭО, после чего ему будут выданы водительские права установленного образца с открытой категорией того или иного типа.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Даже если у водителя есть действующее удостоверение, но ему требуется открыть новую категорию, придётся пройти аналогичные испытания. Но только не всегда нужно посещать автошколу. Всё зависит от того, какие права требуется получить, и какие метки есть в текущем удостоверении.

Сделать метку в ранее выданном документе не получится, поскольку бумага уже заламинирована. В этом случае изготавливаются новые пластиковые документы.

Открытие новой категории для иногородних

Также стоит отдельно взглянуть на то, каким образом можно открыть новую категорию в своих действующих водительских правах всем иногородним.

Ведь довольно часто человек прописан в одном населённом пункте, но проживает или работает в другом. Тогда ему требуется не по прописке сделать себе ВУ.

Практически все автошколы позволяют иногородним проходить у себя обучение. Единственным отличием в сравнении с обучением по месту регистрации является расширенный пакет документов.

Он состоит из:

  • внутреннего гражданского паспорта;
  • медицинской справки;
  • справки, подтверждающей местную регистрацию;
  • справки из ГИБДД о том, что водитель не был лишён прав.

Особых проблем с этим возникнуть не должно. Но приготовьтесь к тому, что автошкола может не принять вас на обучение, если у вас отсутствует местная прописка.

При этом сложностей с ГИБДД (МРЭО) не будет. Согласно действующим правилам, ВУ можно получить в любом удобном для кандидата отделении, без привязки к прописке.

Нынешний формат ВУ предусматривает выдачу документа сроком на 10 лет. Когда 10 лет с момента выдачи проходит, удостоверение утрачивает свою силу, а водитель теряет возможность управлять транспортным средством.

Учитывая этот нюанс, каждые 10 лет придётся обновлять корочку. Но переживать сильно не стоит. Проходить повторное обучение и сдавать экзамены нет необходимости. Но сохраняется требование обязательно пройти медицинскую проверку и получить справку из сертифицированного медицинского учреждения.

Менять документ раньше положенного срока нужно, если:

  • права были утеряны;
  • документы украли;
  • они пришли в состояние негодности;
  • автомобилист поменял фамилию или имя;
  • требуется замена прав старого образца на новые.

При замене в обновлённых правах остаётся тот же срок действия, но и на документе до его утраты или порчи. Если хотите сразу продлить их на 10 лет, кроме паспорта, предъявите свежую медицинскую справку.

От редакции :  Как на законных основаниях продать красивые номера на автомобиль в Москве

Самоходная техника

Для управления так называемой самоходной техникой необходимо специальное ВУ, которое называется удостоверением (или правами) тракториста-машиниста.

Если у водителя отсутствует нужная категория, а он при этом управляет машиной, то это расценивается, как вождение без прав. Для таких случаев предусмотрено административное (и даже уголовное) наказание. Ответственность распространяется не только на самих водителей, но и на собственников машин.

Категория А включает автомоторные ТС, не рассчитанные к передвижению по асфальту, либо имеющие ограничение в скорости до 50км/час.

Сюда входят:

  • I – такие внедорожные средства, как снегоход и квадроцикл (т. е. мототранспортные);
  • II – автотранспортные внедорожники общей массой до 3500 кг, имеющие не более 8-ми мест для пассажиров (не учитывая водительское);
  • III – автотранспортные внедорожники весом более 3500 кг (кроме техники, относящейся к виду IV);
  • IV – автотранспортные внедорожники для перевозки более 8 пассажиров.

Категория В – это колёсные либо гусеничные машины, обладающие двигателем с мощностью в пределах 25.7 кВт. Представителями группы могут стать небольшие тракторы либо экскаваторы, мини-погрузчики и пр. Не имеет значения, на чём техника работает (электричество, дизтопливо, бензин). Но для электро-погрузчика нужно удостоверение машиниста-тракториста не просто категории В, а с добавлением отметки в нём «водитель погрузчика».

Категория С включает особые колёсные машины с уровнями мощности двигателей, ограниченной пределами 25,7-110,3 кВт. Это могут быть вилочные погрузчики, автопогрузчики из категории ковшовых и пр.

Категория D – это колёсные спецмашины с двигателями мощнее 110,3 кВт.

Категория F – современная сельскохозяйственная техника.

Для получения каждой из категорий обязательно соблюдение возрастных норм и наличия стажа работы (вождения):

  • А1 – с 16 лет;
  • А2 – с 19 лет и с опытом вождения в категории В (автомобильной) от года;
  • А3 – с 19 лет и стажем в категории С не менее 12 мес.;
  • А4 – с 22 лет со стажем в 12 мес. в категории D;
  • D – c 18 лет;
  • все остальные тракторные категории – с 17 лет.

Процедура получения прав к управлению самоходными машинами более сложная, чем на автотранспорт. После прохождения теории, машинист должен овладеть навыками управления спецтехникой, и лишь потом сдавать экзамены на профпригодность в Гостехнадзоре.

Ответственность

Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.

Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:

  • составлен протокол;
  • наложен штраф.

Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.

Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.

Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения. Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет. Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.

Новая категория В1 доступна для получения тем, кто:

  • достиг возраста 18 лет;
  • прошёл обучение в лицензированной автошколе;
  • сдал все требуемые экзамены (теоретический и практический) как внутренние, так и в ГАИ;
  • пошёл обязательный перед выдачей прав медицинский осмотр.

Если открыты категории В или А, то при смене прав (при утере или истечении срока годности удостоверения) категория В1 будет открыта автоматически, но с определённой пометкой. Если открыта только категория А, то напротив В1 будет стоять пометка «MS», согласно которой водить можно только транспорт с мотоциклетным рулём и посадкой. Если открыта только категория В, то в В1 будет стоять аббревиатура «AS», которая запретит управление мотоциклами.

Если при управлении ТС проигнорировать кодировку, то административное правонарушение будет приравнено к езде без документов и сотрудник ГАИ наложит штраф от 5 до 15 тыс. руб.

Стоит внимательно относиться к открытым категориям и проставленным специальным отметкам.

Post Views: 1

Экзамены: процедура и этапы

В целом процесс экзаменации можно представить следующим образом:

  1. Сдача теоретической ступени экзамена. Стажёр должен решить тест на компьютере обучающего центра в виде одного случайно выбранного билета из 20 вопросов. Все пункты билета посвящены ПДД и правилам эксплуатации автобусных ТС. Программа экзамена содержит 40 билетов. Вопросы есть в свободном доступе в интернете, по которым курсанты могут проверить свои знания перед сдачей экзамена.
  2. Прохождение практического испытания на учебном полигоне. Задания обычно не вызывают затруднений у учеников: они отработаны не один раз на автодроме во время уроков. Однако, при сдаче экзамена на площадке ГИБДД рекомендуется сначала осмотреть автобус до начала вождения. Это прописано в ПДД и, несомненно, вызовет положительную оценку ученика в глазах инспектора.
  3. Вождение учебного автобуса на улицах города. Это самый сложный этап экзамена. Стажёру выдают экзаменационный лист и отправляют на прохождение заключительной ступени экзамена в настоящих условиях дороги. В течение всей контрольной езды на пассажирском сидении автобуса присутствует инспектор-экзаменатор, который имеет право вмешаться в процесс в случае опасной ситуации.

Важно отметить, что на экзамен необходимо взять с собой удостоверение личности и медицинскую книжку

Категории, подкатегории, специальные категории прав

Расширенная классификация позволяет строго разграничить все ТС по самым главным параметрам: мощность двигателя, допустимое количество пассажиров, грузоподъёмность.

Чтобы точно знать, на какую категорию необходимо получить удостоверение, нужно изучить характеристики видов ТС детально:

  1. Водительское удостоверение на категорию А даёт возможность управлять любыми мотоциклетными ТС (согласно определению, это двухколесное ТС, возможно с боковым прицепом – коляской). Допустимый общий вес – до 400 кг, а рабочий объём двигателя – свыше 125 куб. см. Сюда же входят и 3- и 4-колёсные ТС, подходящие под перечисленные показатели.
  2. Подкатегория А1 – это тоже мотоциклы, но облегчённые, с объёмом двигателя менее 125 см. в кубе. Их мощность не может превысить 11 киловатт. Получить права на этот вид ТС возможно с 16-летнего возраста.
  3. Права категории В допускают водителя к управлению легковыми авто, общая масса которых не выше 3.5 т., а мест для пассажиров внутри салона – не более 8 (не учитывая водительское). К такому автомобилю можно добавить прицеп, но его укомплектованная масса должна быть до 750 кг. Если всё же вес прицепа превышен, то суммарная масса состава (автомобиль плюс прицеп) остаётся в пределах 3.5 т.
  4. Категория ВЕ – легковой автотранспорт, вес которого вместе с прицепом может превысить 3.5 тонны. Для открытия этой категории нужно сначала сдать экзамен на категорию В. То есть это разрешение на вождение тех же автомобилей, но с более тяжёлым прицепом (его вес может быть выше 750 кг).
  5. Подкатегория В1. Хотя буквенное обозначение и похоже на легковой автотранспорт, но отношения она к нему не имеет. Эта группа ТС содержит трициклы и квадрициклы (но не квадроциклы!). Если у водителя открыты категории А и В, то вся подкатегория становится доступной к управлению (с некоторыми разграничениями).

  6. Водительские права для категории С. Сюда входят легковые автомобили свыше 3500 кг массой (за исключением тех, что входят в группу D). Это тяжёлый грузовой транспорт. Разрешённый прицеп не превышает 750кг.
  7. Подкатегория С1. Общая масса ТС находится в пределах 3500-7500 кг., прицеп также не тяжелее 750 кг. Эти грузовики предназначены для перевозки малогабаритных грузов.
  8. Категория СЕ – эти же грузовые автомобили, только с разрешённой массой прицепа свыше 750 кг (например, фура). Получить права на вождение такого автотранспорта могут водители с категорией С.
  9. Подкатегория С1Е. Вождение грузовиков весом 3,5-7,5 т. и с прицепом свыше 750 кг. При этом масса состава в сумме (автомобиль плюс прицеп) остаётся в пределах 12 тонн.
  10. Категория D – автомобили автобусного типа, рассчитанные на перевозку более 8-ми пассажиров (не считая водителя). Допускается прицеп до 750 кг. Водитель имеет разрешение на управление автобусами любого размера (кроме сочленённых, двойных).Категория D – это машины, предназначенные специально для перевозки пассажиров в салоне, но любые прицепы к ним для этой цели не рассчитаны.
  11. Подкатегория D1 – автомобили для перевозки пассажиров с количеством сидячих мест от 8 до 16. Также допускается прицеп до 750 кг. Это могут быть микроавтобусы, оборудованные под маршрутные такси.
  12. Категория DЕ – разрешение на вождение тех же ТС, что и при категории D, только прицеп допускается выше 750 кг, а также сочленённые автобусы.
  13. Подкатегория D1Е – управление небольшим автобусом, но уже с тяжёлым прицепом (свыше 750 кг). Масса такого состава (автобус плюс прицеп) не выходит за пределы 12 тонн.
  14. Категория М – мопеды, скутеры, маломощные квадроциклы. Объём двигателя не выше 50 сантиметров квадратных. Ранее управление этими ТС не требовали специальных навыков вождения. Но с 2013 года, благодаря огромной популярности и доступности, ТС данной группы всё же вошли в общую классификацию, а заодно появилась необходимость специального обучения.

  15. Категории Тm и Тb – управление соответственно трамваем либо троллейбусом. Ранее эти категории отдельно не обозначались, а право на управление ТС заносилось в графу с особыми отметками.
От редакции :  Как выгодно и быстро продать автомобиль

Разрешение управлять ТС любой категории открывает возможность садиться за руль автомобиля этой же подкатегории:

Основная категория Подкатегория, к которой автоматически открывается доступ
А А1, В1 (только ТС мотоциклетного типа!), М
В В1 (кроме ТС мотоциклетного типа)
С С1
D D1
СЕ С1Е
D1Е

Водители, получающие права впервые и проходящие обучение на вождение машины с автоматической коробкой, имеют впоследствии возможность управлять автомобилем только с подобной характеристикой. В ограничениях же к классу В будут стоять буквы АТ. Если обучение происходило только на авто с механической трансмиссией, то таких ограничений не возникнет.

Категории водительских прав

В 2022 году в список категорий транспортных средств внесены поправки с целью улучшения безопасности движения: теперь в списке содержать 7 основных и 4 вспомогательные категории ТС. В обозначениях вспомогательных подкатегорий к литерам добавляются цифры.

Основные категории транспорта    

  • A – дает право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с колясками, имеющими объем двигателя больше 125 см³, а также другими видами мототехники с тремя или четырьмя колесами, имеющими снаряженный вес не более 400 кг.
  • B – дает право на управление легковыми автомобилями, имеющими суммарную массу до 3.5 тонн, способными перевозить не более 8 человек (в том числе микроавтобусы, легкие грузовики и внедорожники). Прицеп для легкового автомобиля не должен превышать 750 кг, а суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3.5 тонн.
  • C- категория для управления грузовиками массой более 3.5 тонн. Разрешен прицеп весом не более 750 кг.
  • D – дает право на управление автобусами, перевозящими более 8 человек (кроме водителя), грузовыми машинами с прицепом общим весом более 750 кг. Каких либо ограничений по массе и конструкции транспорта нет.
  • BE, CE и DE – введены вместо отменены категории E, и дают право на управление транспортными средствами В, C и D с прицепами без ограничений по массе.
  • Tb, Tm – категории для водителей трамваев и троллейбусов. Ранее допуск просто указывался в графе «Особые отметки», но теперь под эти виды транспорта созданы отдельные категории.  
  • M – введена в 2014 году в дополнении к категории А и дает разрешение на управление скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³, которые по своим техническим данным не попадают в А. Когда вы получаете водительское удостоверение, отметка М ставится автоматически. 

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Дополнительные подкатегории транспорта

Дополнительные подкатегории устанавливают некоторые ограничения на право управления транспортом основных категорий и расширяют их толкование:

  • A1 – ограничение на управление тяжелыми мотоциклами (разрешены только легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³). 
  • B1 – разрешение управлять мототранспортом с 3 или 4 колесами, имеющим объем двигателя более 50 см³, и автомобилями с разными вариантами управления (мини-тракторы и квадроциклы, на которые надо получить права тракториста, имеющие мотоциклетный мотор и мото- или авторулевое управление с ручным или ножным переключением передач). 
  • C1 – ограничение на право вождения грузовиков с массой до 7.5 тонн и прицепом с массой до 750 кг.  
  • C1E – как и в подкатегории C1, ограничивает общий вес транспорта с прицепом 12 тоннами, а вес прицепа не может быть более 7.5 тонн. 
  • D1 – разрешение на управление автомобилями с количеством 8-16 человек и прицепом с весом не более 750 кг.
  • D1E – как в категории D1, ограничивает право управления пассажирскими автомобилями с прицепом общей массой не более 12 тонн (прицеп не может весить больше автомобиля).

При использовании дополнительных категорий, водителям следует обращать внимание на следующие нюансы: 

  1. D1E отличается от D1 тем, что разрешает управление автобусами, сочлененными из двух половин, и не ограничивает массу прицепа.
  2. D1 отличается от D1E только ограничением по весу допустимого грузового прицепного устройства.
  3. C1 и C1E, как и D1 с D1E допускают одинаковые требования к прицепам, и отличаются только по виду разрешенного транспорта (грузовой автомобиль и пассажирский автобус).

Получить право на управление определенной категорией транспортных средств можно только после прохождения обучения в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. При необходимости, автолюбитель может открыть новые категории и расширить доступ к управлению разными видами транспортных средств, пройдя переаттестацию и сдав экзамен по вождению. В этом случае выдается новое водительское удостоверение с новыми отметками о допусках к управлению ТС.

Для получения водительских прав установлены возрастные ограничения, в зависимости от типа транспорта. 

  • С 16 лет выдаются права на управление скутерами и мопедами; 
  • для управления легковыми и грузовыми авто необходимо достичь возраста 18 лет;
  • управлять пассажирским транспортом можно с 21 года.

Некоторые категории, например BE, CE, DE открываются водителям, которые имеют стаж вождения от 1 года. Обучение могут проходить лица, не достигшие требуемого возраста для получения соответствующих прав, а права получают после того, как достигнут требуемого возраста. 

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Как выглядят водительское удостоверение нового образца

В результате усовершенствований в документ внесли более широкий объём данных о владельце автомобиля. В отдельных случаях его можно использовать, чтобы подтвердить личность в отсутствии паспорта. Вся базовая информация, отображённая в главном документе гражданина РФ, переносится в удостоверение водителя.

Внесена в документ и главная для автовладельцев и сотрудников ГИБДД информация о видах транспорта, которыми разрешено управлять предъявителю.

Новые права умещаются на пластиковом прямоугольнике 5,5х8,5 см. С одной стороны внесена информация о личности владельца, с другой — каким авто- и мототранспортом он вправе управлять.

В новых правах имеются следующие данные:

  • ФИО владельца;
  • Критерии доступа к автотранспорту разных категорий;
  • Серийный номер;
  • Сроки действия допусков;
  • Дата и место рождения владельца;
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Название органа, оформившего допуск;
  • Подпись владельца;
  • Сопутствующая информация.

В графу «сопутствующая информация» вносятся сведения о:

  • Выданных ранее разрешениях;
  • Группе крови владельца;
  • Имеющемся опыте управления;
  • Ограничениях на управление каким-либо транспортом.

Лицевая сторона

По верхнему краю карточки выписаны тип документа и его географическая принадлежность. Левая часть поверхности предназначена для вклеивания фото водителя размером 3×4 см.

Непосредственно под фотографией, в самой нижней точке, имеется место для подписи владельца документа. Справа от фотографии в столбик указаны личные данные, серия и номер документа, срок его действия.

От редакции :  Основные различия между паркетниками, внедорожниками и кроссоверами

Предпоследняя строчка указывает региональную принадлежность, в последнем пункте — открытые категории.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Лицевая сторона водительского удостоверения нового образца

Обратная сторона

С другой стороны карточки указаны штрихкод и таблица с видами допусков. Штрихкод считается основным нововведением. В нём содержатся все основные данные о владельце прав, которые можно считывать автоматически сканером.

Таблица состоит из четырёх столбцов. Первый содержит все имеющиеся категории и подкатегории допуска. Рядом с каждой имеется небольшое изображение автотранспорта, который соответствует категории. В остальных столбцах вносятся отметки о доступных владельцу типах транспорта.

В графу с номером 10 вносят дату открытия допуска к тому или иному виду транспорта. В соседнюю — последний день действия разрешения. В крайней справа строке обозначены имеющиеся ограничения по виду транспорта.

Самая нижняя часть отведена под информацию об имеющемся опыте вождения, а также для внесения серии из четырёх цифр и шестизначного номера документа.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Так выглядят права с обратной стороны

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Существующие категории водительского удостоверения и содержание документа

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Обучение в автошколе на категории А и А1

Чаще всего будущие водители поступают на обучение вождению в обычную лицензированную автошколу. За несколько месяцев (или чуть больше) человек изучит теорию, правила дорожного движения, приобретёт необходимые практические навыки.

С особым вниманием следует отнестись к выбору заведения. Оно должно иметь хорошую репутацию и опытных инструкторов в штате

Не помешает также убедиться, что лицензия на право обучения не просрочена.

Для поступления необходимо:

  • написать заявление;
  • собрать и предоставить пакет документов;
  • оплатить обучение (по договорённости с самим заведением, это делается либо единовременно, либо поэтапно, цены также различаются в зависимости от самой школы);
  • заключить договор на обучение;
  • пройти медкомиссию, а справку принести в автошколу;
  • если обучающемуся меньше 27 лет, то предоставляется военный билет.

В пакет документов входят:

  • копия паспорта (1 и 2 стр.);
  • фотографии 3х4 (в каждом салоне специалисты знают, какие фото необходимы на права);
  • если имеется удостоверение на другую категорию, то и его копию.

Учебный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Теория. Будущие водители изучают ПДД, устройство мотоцикла, правила его эксплуатации, подбор правильной экипировки, оказание медицинской помощи в случае аварии и пр.
  2. Практика на автодроме. Инструктор научит мотоциклиста пользоваться техникой: заводить двигатель, трогаться с места и тормозить, различным тактикам управления и езды. В среднем на это уходит около 10 часов.
  3. Перед основным экзаменом в Госавтоинспекции нужно сдать внутренний в самой автошколе. Это хорошая тренировка для водителей.

Обучение на категорию

Программа образовательного курса содержит следующие знания и умения, которые должны освоить курсанты:

  • ПДД с акцентом на условия вождения автобуса;
  • знания технического устройства автобусов и овладение навыками экстренной замены важных для движения ТС составляющих;
  • основы безопасной эксплуатации пассажирского автотранспорта;
  • основы жизнедеятельности и правила оказания неотложной помощи;
  • способы выхода из сложных психологических ситуаций, возникших на дороге.

Обычно, занятиям в учебном центре отводятся утренние и вечерние часы, а также выходные дни. Это способствует получению дополнительного образования работающим гражданам без отрыва от основной работы. Согласно пожеланиям клиента, возможна разработка индивидуального графика занятий с инструктором автошколы.

Экзамен ГИБДД – теоретическая часть

Самый ответственный этап – экзамен в ГИБДД. Сдавать его можно в любом отделении России, независимо от прописки и места проживания. Единственный нюанс – не везде есть автопарк для этих целей.

Чтобы получить допуск к экзамену, необходимо снова собрать документы:

  • паспорт (либо другое удостоверение, например, военный билет либо удостоверение военнослужащего);
  • справка о прохождении медосмотра для прав категории А;
  • сертификат из автошколы о том, что пройден курс обучения;
  • заявление (бланк можно получить в отделении ГИБДД или самостоятельно найти и скачать на сайте);
  • квитанция об оплате госпошлины (2 000 рублей).

Экзамен ГИБДД состоит из двух этапов – на знание теории и практическое вождение.

Первая часть теоретическая, она выглядит так:

  1. Экзаменующийся садится за компьютер. Индивидуальное задание для него приходит с сервера МВД.
  2. Общая база состоит из 800 вопросов, программа в случайном порядке выбирает среди них 20. Из 4 предложенных вариантов ответа к каждому заданию экзаменующийся выбирает один. Вопросы касаются не только ПДД, но и всей той теории, что преподавалась в автошколе – правила эксплуатации мотоцикла, первая медицинская помощь, экипировка, факторы возникновения ДТП и пр.
  3. Будущий водитель имеет право лишь на 2 ошибки. Если их окажется больше, то через неделю экзамен повторится. В третий раз можно пересдавать через месяц. Всего даётся три попытки. Если все они окажутся неудачными, то курс обучения придётся повторить.

После успешной сдачи теории последует практика. Не обязательно сдавать вождение в тот же день – гражданину для этого отводится целых 3 месяца.

Оформление водительского удостоверения

Водительские права, выдаваемые в России, изготавливаются в виде пластиковой карточки, в которую внесены данные владельца, дата выдачи и срок действия документа, наименование организации, выдавшей права, и номер ВУ. Все надписи делаются на русском языке, и дублируется латиницей.

На обратной стороне пластика — таблица с категориями ТС. На открытых для владельца категориях проставлены отметки. Могут также присутствовать дополнительные ограничения (например, «очки, линзы обязательно»).

Итак, список категорий транспортных средств увеличился в связи с необходимостью улучшить безопасность дорожного движения, определить профессиональные возможности водителей и уточнить допуски по управлению. 

В новых категориях следует детально разобраться, так как обучение на водительские права по каждой из категорий может иметь свои специфические особенности. Если изначально неправильно выбрать требуемые категории, то, возможно, придется доучиваться и повышать квалификацию. А это время, деньги и нервы. И всегда следует помнить, что за управление транспортным средством, право на управление которым у вас не будет указано в ВУ, последует административная ответственность и чувствительные штрафы. 

Оцените статью
Добавить комментарий